?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
"...о том, как не был взорван Краков" или русский maglev
igorchausov
Занимался сегодня написанием отчета по игре с Гимназиями 1554 и 1572, темой которой были школьные проекты промышленного развития, и вспомнил об одной истории, связанной с темой модернизации.

История о том, как дважды не был в нашей стране реализован проект сверхскоростной железной дороги по технологии magnetic levitation (maglev).


Если кто знает, эта технология используется сейчас на трассе аэропорт Пудонг - Шанхай, сделал ее в итоге Siemens.

А впервые испытательный стенд был построен в России в 1911 году инженером Б.П. Вайнбергом из Томского технического института. Предполагалось достичь скорости 800 - 1000 км/ч.
Стенд представлял собой вагон с электромагнитным подвесом, запускавшийся в трубе с разряженным воздухом при помощи синхронного линейного двигателя. Испытания были прерваны в 1914 войной, а потом были всем хорошо известные события...

С нуля этот проект был возрожден в НИИПИ "Транспрогресс" в 1975 году в рамках программы ГКНТ СССР "Высокоскоростной экологически чистый транспорт".
В 1979 году в г. Раменское был запущен испытательный полигон, готовы экспериментальные вагоны ТП-01 - ТП-05, в целом проект довели до стадии готовности к выпуску малой опытной серии.
В конце 80-х была возможность построить первую в мире дорогу с магнитными поездами в Казахстане, в Алма-Ате, но выбрали строить там метро, потом была возможность построить трассу Ереван - Севан в Армении, но случилось землетрясение 1988 года в Спитаке. А потом не стало СССР, и опять начались всем хорошо известные события...

Пожалуй, была возможность вернуться к проекту сейчас, когда принимали Транспортную стратегию - 2030, но выбор пал в пользу "Сапсана" фирмы Siemens. Такая вот история о том, что мы дважды могли и дважды не реализовали проект с огромным, как сейчас модно говорить, модернизационным и инновационным потенциалом, т.е. попросту нужный для развития страны проект.

На игре был Александр Викторович Череватый, один из тех, кто в 70-е - 80-е разрабатывал русский maglev в "Транспрогрессе", и очень здорово, что такие люди работают с нами, идут к школьникам, и есть возможность с ними пообщаться и поработать вместе.

Я надеюсь, он не будет против, если я размещу здесь фотографии с полигона в Раменском, которые он и Борис Александрович Зайцев показывали на игре.

Стенд для испытания сверхпроводниковой электродинамической подвески
Стенд для работы со сверхпроводниковой электродинамической подвеской

В цеху полигона
В цехе полигона

Вагон на электродинамическом подвесе на испытаниях
Вагон с электромагнитным подвесом на полигоне

Вагон на электромагнитном подвесе
Вагон на электромагнитном подвесе

Каркас вагона ТП-5
Каркас вагона ТП-5

Интерьер вагона ТП-5
Интерьер вагона ТП-5

Вагон ТП-5
Вагон ТП-5

Вагон ТП-5 вылетает из депо
Вагон ТП-5 вылетает из депо

Есть надежда, что такие проекты все-таки будут запускаться в нашей стране, может быть, как раз руками наших нынешних учеников.

Иначе мы быстро превратимся в переросток Верхней Вольты размером с 1/6 суши, при всем моем уважении к этой африканской стране.